Одним из средств выразительности речи является олицетворение. Это риторическая фигура, при которой неодушевленные предметы, явления или абстрактные понятия описываются с помощью образов, характерных для живых существ. Олицетворение делает текст более ярким и живым, позволяет передать настроение и эмоции автора. Одним из примеров олицетворения является фраза из произведения А. Чехова⁚ ″Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.″ Здесь автор оживляет губы героя, описывая их с помощью образа спелых вишен, создавая яркую орнаментацию. Другим примером олицетворения является фраза из произведения Ф. Достоевского⁚ ″Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь.″ Здесь автор описывает собак как стаи, создавая образ того, что они обитают и действуют вместе, их воющие и лающие звуки заполняют пространство ночной улицы. Третий пример олицетворения приводится из произведения Л. Толстого⁚ ″Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра; с фризовой спины Василья текли потоки в лужу мутной воды, образовавшуюся на фартуке.″ В этом примере автор описывает дождь, используя образ льющегося из ведра потока и демонстрирует его силу, а также олицетворяет лужу мутной воды, создавая образ жидкости, текущей с фризовой спины. Четвертый пример олицетворения происходит от М. Лермонтова⁚ ″Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, / И звезда с звездою говорит.″ Автор оживляет ночь и пустыню, приписывая им способность слушать, и олицетворяет звезды, создавая образ их разговора между собой.
В каждом из этих примеров олицетворение помогает автору создать яркие и запоминающиеся образы, усиливая выразительность речи. Олицетворение зачастую используется в литературных произведениях для передачи настроения, описания окружающего мира и выражения эмоций.