Происхождение слова «право» (ius) можно проследить до древнего Рима, где оно имело особое значение. Для римлян правосудие (iustitia) было одной из основных составляющих права. Оно означало справедливое и равное рассмотрение споров и конфликтов, а также исполнение правовых норм.
На началах принудительности регулируются общественные отношения, основанные на ограничении и наказании нарушителей права. Это включает в себя привлечение к ответственности, штрафы, лишение свободы и другие меры карательного характера. Примером таких отношений является уголовное право, где государство применяет принудительные меры в отношении лиц, совершивших преступления.На началах дозволительности регулируются общественные отношения, основанные на свободе действий и выбора индивидуума. Это означает, что люди имеют право делать все, что не запрещено законом. Примером таких отношений является гражданское право, которое определяет права и обязанности граждан в сфере частной собственности, контрактных отношений и других гражданских правоотношений.Императивные нормы права представляют собой обязательные для исполнения нормы, которые содержат ясные и жесткие правила и запреты. Это означает, что граждане и органы власти должны соблюдать эти нормы без возможности изменения или исключения.
Диспозитивные нормы права, напротив, предоставляют сторонам свободу выбора в отношении правовых регуляций. Они действуют только в том случае, если стороны не предусмотрели своеобразные условия, совместно пришли к другим решениям.
Понятие «цивильное право» включало в себя правила, касающиеся гражданина как физического лица. Оно регулировало взаимоотношения граждан друг с другом, их имущественные и личные права.
Термин «право народов» означает, что каждый народ, со своей культурой и особенностями, имеет право на самоопределение и развитие собственной системы права. В международном праве этот термин тесно связан с идеей самоопределения народов и защитой прав человека.
Естественное право имело важное значение в развитии римского правопорядка. Это было основой для создания правил и норм, которые признавались всеобщими и справедливыми. Идея естественного права положила основу для развития римских законов и стала основой гражданского и канонического права. Она основывалась на принципе универсальной справедливости и признавала, что существуют непреложные и неизменные правила, которые должны быть признаны и соблюдены всеми людьми.