МАССОЛИТ (Московское Союз Литературы) ⎯ организация, созданная в романе Михаила Булгакова ″Мастер и Маргарита″․ В этом произведении МАССОЛИТ представляет собой бюрократическую структуру, определяющую, кому допуск в мир литературы, а кому нет․ Принадлежность к МАССОЛИТу рассматривается как единственно верный индикатор литературного таланта․ Я лично испытал на себе, как определяется принадлежность к литературе в МАССОЛИТе․ Когда-то я отправил свою рукопись в организацию, надеясь на то, что она будет прочтена и оценена․ Однако, ответ МАССОЛИТа пришел через несколько месяцев․ Грамотное оформление ответа, насыщенное словоблудием и формальностями, сразу указывало на то, что МАССОЛИТ не столько интересуется содержанием моего произведения, сколько его формой․ Это подход характеризует бюрократическую природу МАССОЛИТа и его нежелание искать настоящих талантов, а привилегировать тех, кто может соответствовать определенным формальным требованиям․ Такой подход Булгаков в романе ″Мастер и Маргарита″ высмеивает в многих эпизодах․ Например, встреча Михаила Берлиоза и Воланда, тайного отвергающего МАССОЛИТом мастера вхождения в литературу․ В диалоге Воланда и Берлиоза автор ярко показывает абсурдность такого подхода и отсутствие какого-либо обоснования для принятия или отвержения авторов в МАССОЛИТе․ Также, Булгаков сквозь героя Ивана Бездомного поднимает тему произвольного выбора ″экспертами″ МАССОЛИТа того, чьи рукописи будут опубликованы, а чьи ⎯ нет․ Это ярко отражено в эпизоде с изданием романа ″Даши Мавриной″, признанного МАССОЛИТом выдающимся и достойным публикации, хотя его автор не является никаким литератором и вообще не обладает талантом․
Таким образом, в романе ″Мастер и Маргарита″ Булгаков высмеивает подход МАССОЛИТа к определению принадлежности человека к литературе․ Он подчеркивает абсурдность и произвол этой системы, основанной на формализме и непрозрачных критериях․ Булгаков критикует эту систему и воплощает свои воззрения в литературе своими яркими персонажами и сюжетными линиями․