В дореволюционной России семейные отношения отличались особыми особенностями, которые нашли свое отражение в поговорке ″первая жена ⎼ от Бога, вторая ⎼ от человека, третья ⎼ от черта″. Эта поговорка иллюстрирует изменчивость семейной жизни и отношений, которые часто сопровождались различными факторами и влияниями.″Первая жена ‒ от Бога″. В дореволюционной России первая жена считалась неприкосновенной и имела особый статус. Это была женщина, которой мужственник обязан своим родителям или давней традицией. Брак с первой женой имел законную основу и был признан как социально приемлемый. Отношения между супругами строились на основе семейных ценностей, долга перед семьей и религиозных убеждений. Они обычно были более формальными и расчетливыми, с акцентом на общество и статус.
″Вторая жена ⎼ от человека″. Второй брак в дореволюционной России был почти всегда сопряжен с изменой первой жены; Когда первая жена утрачивала привлекательность или возможности, мужчина, зачастую, искал вторую жену среди молодых девушек. Вторая жена имела все шансы заменить первую жену в статусе женщины рядом с мужем, и многие мужчины предпочитали смешивать личные и профессиональные интересы, вступая в брак с молодыми женщинами, несмотря на уже существующую брачную связь. Такие браки часто строились на основе взаимопонимания и симпатии, а не на формальных или общественных ценностях.
″Третья жена ⎼ от черта″. Многие люди в дореволюционной России брали третью жену, пренебрегая моральными принципами и общественным мнением. Этот брак был считался противозаконным, и его заключение происходило в стороне от общественного контроля и норм. Третья жена, в таких отношениях, практически не имела правового статуса, и отношения между супругами могли быть неустойчивыми. Такие браки часто строились на основе личных интересов или желания обоих партнеров. Их основная цель часто заключалась в удовлетворении потребностей, которые не могли быть удовлетворены в официальном браке.
В целом, поговорка ″первая жена ⎼ от Бога, вторая ‒ от человека, третья ‒ от черта″ отражает изменчивость и многообразие семейных отношений в дореволюционной России. Она указывает на различные факторы, влияющие на выбор партнера и на строение брака ⎼ от формальных и социальных до личных и эмоциональных. Каждый брак имел свои особенности и основывался на своих ценностях, и эти различия продолжают оказывать влияние на семейную жизнь и отношения в современном обществе.