Я с удовольствием поделюсь своим личным опытом и расскажу о римских законах и суевериях, которые они применяли в деле Клавдия и Кальпурния, связанном с сносом дома. Этот случай отражает противоречия между божественным и человеческим правом, а также публичным и частным интересом. В Риме существовало два вида права ⸺ фас и юс. Фас было божественным правом, которое контролировало религиозные обряды и суеверия. Это право определяло, каким образом можно толковать знаки от богов, такие как полет птиц. Юс, с другой стороны, было человеческим правом, основанным на договорах и законах. В данном случае Клавдий и Кальпурний были владельцами дома, который мешал наблюдать полет птиц ⏤ важную религиозную практику римлян. Поэтому, по фасу, они вынуждены были снести этот дом, чтобы позволить пролетать птицам. Они должны были подчиниться религиозному долгу иметь возможность гадать по полету птиц. С другой стороны, имущество, включая дом, являлось частной собственностью Клавдия и Кальпурния. В соответствии с юсом, они имели право охранять свою собственность и не быть вынужденными сносить ее. Однако их частный интерес не имел первостепенного значения перед религиозными обрядами. В рассмотренном Цицероном случае римляне предпочли фас перед юс. Они придали большее значение религиозным обрядам и гаданиям по полету птиц, чем частному интересу владельцев дома. Публичный интерес в сохранении ритуала гадания по полету птиц перевесил частный интерес в сохранении имущества.
В конечном итоге, этот случай подчеркивает важность божественного права и публичного интереса в римском обществе. Римляне считали, что соблюдение религиозных обрядов и традиций более важно, чем частный интерес и собственность.