Фома Аквинский в своем фрагменте из ″Суммы теологии″ затрагивает вопрос о взаимосвязи материи и формы. Согласно его представлениям‚ материя и форма являются двумя неотделимыми аспектами сущности любого объекта или существа. Материя‚ по словам Фомы Аквинского‚ это принцип пассивности‚ первоначальная основа‚ которая делает возможным существование чего-либо. Она является неопределенным‚ потенциальным состоянием‚ которое может носить различную форму и принимать разные характеристики. Материя сама по себе неопределенна и неспецифична‚ но она имеет потенциал быть оформленной определенной формой. Форма‚ согласно Фоме Аквинскому‚ представляет собой активный и оформляющий принцип‚ который придает материи определенность и специфичность. Она определяет структуру‚ функции и характеристики объекта или существа. Благодаря форме‚ материя становится конкретным предметом‚ обладающим определенными качествами и свойствами. Таким образом‚ Фома Аквинский утверждает‚ что материя и форма не могут существовать отдельно друг от друга. Они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой для создания и определения сущности объекта или существа. Материя предоставляет потенциал‚ а форма оформляет этот потенциал в конкретную реальность. Взгляды Фомы Аквинского на взаимосвязь материи и формы имеют много общего с взглядами Аристотеля. Оба философа согласны‚ что материя и форма тесно связаны друг с другом и образуют единую сущность. Аристотель также говорит о материи как о потенциальности и форме как о его реализации и актуализации.
Однако есть и некоторые различия в представлениях Фомы Аквинского и Аристотеля. Например‚ Фома Аквинский вводит понятие божественной формы‚ которая является активной силой‚ поддерживающей и направляющей все сущее. Он утверждает‚ что божественная форма придает сущности ее специализированные характеристики и управляет всем естественным порядком в мире.
В целом‚ взгляды Фомы Аквинского и Аристотеля по вопросу о взаимосвязи материи и формы схожи и утверждают‚ что они образуют единую сущность. Однако Фома Аквинский дополняет свою теорию понятием божественной формы‚ что делает его представление уникальным и своеобразным.