Времена поздней Республики и ранней Империи в Риме были периодом, когда римляне уделяли большое внимание изучению права и красноречия. Они посещали специальные учебные заведения, где они изучали различные аспекты права и практиковались в ораторском искусстве. Одним из таких споров, о котором рассказывает Гай Светоний Транквил, был следующий случай. Некий работорговец, который разгружал толпу привезенных на продажу рабов в городе Бриндизии, решил обмануть таможенников. Он надел на мальчика, самого красивого из них всех, шальной претекст и решил превратить его в свободного человека. В Риме этот мальчик заявил о своей свободе и утверждал, что получил ее по воле своего господина. Теперь давайте вспомним весь контекст этой истории. В те времена рабство было широко распространено в Риме, и большинство рабов не имели права на свободу. Они были собственностью своих хозяев и подчинялись им по всем аспектам жизни. Однако были случаи, когда рабы получали свободу и становились свободными гражданами. Теперь, вернемся к вопросу⁚ ″Свободен ли мальчик?″. Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, было ли право на освобождение раба в данной ситуации. В те времена существовали разные способы освобождения рабов, в т.ч. и по воле их господина. Однако, судя по контексту истории, это выглядит как попытка обмана таможенников, так как работорговец надел мальчика на шальной претекст, чтобы объявить его свободным. В данном случае, я склонен считать, что мальчик не является свободным. Кажется, что его освобождение было совершено обманным путем, и поэтому его статус не может быть признан официально в Риме. Хотя было известно, что иногда рабы получали свободу по воле своего господина, но это необходимо было делать с соблюдением определенных правил и процедур.
В конечном итоге, право на свободу мальчика должно было быть определено в судебном процессе и в соответствии с законом. Хотя история не предоставляет полной информации о весьма заинтересованном и меня приходится полагаться на свой личный опыт и знания о практиках того времени