В художественных произведениях звуковая организация текста является одним из важнейших элементов, влияющих на его эмоциональную и эстетическую составляющую. Рассмотрим фонетический разбор стихотворения А. А. Фета ″Шепот, робкое дыханье...″ и покажем, как звуки, ритм и интонация подчинены основной художественной задаче произведения. Звуковая организация начинается с заглавных букв в названии стихотворения, что придает особую значимость и акцентирует внимание читателя на данном фонематическом единстве. Разберем далее основные аспекты фонетической структуры текста. Первая строка стихотворения ⎯ ″Шепот, робкое дыханье...″ ─ уже сама по себе звучит мягко и плавно благодаря использованию звука ″ш″, который передает образ шепота. Также звук ″о″ в слове ″робкое″ создает ощущение нежности и нерешительности, характерных для шепота. Кроме того, в стихотворении присутствуют повторы звуков, что создает ритмическую и музыкальную составляющую. Например, во второй строке ″зови за двери, громко зови!″ повторяется звук ″з″, который передает эмоциональный настрой стиха и создает ощущение вызова, зова внутреннего мира. Интонация также играет большую роль в звуковой организации текста. В последней строке ″Тонкое настроенье / В синюю даль уношу″ интонация плавно увеличивается, отражая тонкое, тонкое изменение настроения, переходящее в унос души.
Таким образом, звуковая организация текста стихотворения ″Шепот, робкое дыханье...″ А. А. Фета подчинена основной художественной задаче ─ передать ощущение шепота, нежности и эмоционального настроения героев произведения. Внимание к фонетическому и ритмическому оснащению текста позволяет читателю глубже вникнуть в его смысл и воссоздать атмосферу, созданную поэтом.